Электронные образовательные ресурсы в работе учителя предметника

                                                                         «Расскажи мне, и я забуду
                                                                           Покажи мне и я запомню,
                                                                           Дай мне попробовать, и я
научусь».
Древняя китайская пословица

Эти замечательные слова как нельзя лучше разъясняют новые возможности современного учебного процесса. На сегодняшний день российское общество предъявляет к образованию новые социальные требования, что обусловлено как социально-экономическими изменениями внутри страны, так и формированием информационного общества в мире в целом. Наряду с этим, возрастают требования к подготовке выпускников общеобразовательных учреждений, изменяются методы преподавания различных предметов в школах.
Для повышения эффективности уроков и получения более высоких результатов обучения применяются различные современные педагогические технологии. Эти технологии направлены, прежде всего, на повышение качества образования и развитие образовательной мотивации школьников, формирование и преобразование комфортной развивающей образовательной среды, в которой каждый ученик существует как активный субъект образовательного процесса.
Одним из современных направлений использования ИКТ в образовательном процессе является использование электрнонных образовательных ресурсов (ЭОР). Под ЭОР понимается такой учебный материал, для воспроизведения которого необходимо использовать различные электронный устройства (компьютеры, ноутбуки, коммуникаторы и др)
Кроме этого нужно учесть, что информация, доносимая до учащихся, должна быть учебной, специальным образом отобранной, обработанной, помещенной в некоторую программную среду и только затем представленной обучаемому.Поэтому передо мной, так же как и перед другими педагогами, которые хотят проводить интересные ИКТ –насыщенные уроки, заниматься проектным методом обучения возникают вопросы:
- каким электронным образовательным ресурсом воспользоваться в данном конкретном случае?
- как логически выстроить структуру ИКТ – насыщенного урока и, при этом , не нарушить санитарно-гигиенические нормы?
-какому электронному учебнику отдать предпочтение для длительного использования в качестве учебного пособия?
- какие ЭОР можно использовать в образовательном процессе на законных основаниях?
Существует несколько ответов на последний вопрос:
·        Можно купить ЭОР на CD –дисках, что требует определенных материальных затрат;
·        Можно разработать ЭОР самостоятельно, что при определенном уровне ИКТ- компетентности вполне реально, но требует значительных временных затрат и не всегда обеспечивает допустимое качество технической реализации;
·        Можно скачать ЭОР в Интернете.
Необходимо отметить, что на сегодняшний день в Интернете размещено большое количество качественных ЭОР в открытом доступе. Данные ЭОР разрабатывались и размещались в Интернете в рамках реализации различных федеральных проектов. Приведу примеры некоторых сайтов, содержащих ЭОР:
·        Сайт федерального центра информационных образовательных ресурсов (ФЦИОР);
·        Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов;
·        Федеральный портал «Российское образование»;
·        Сайт urokimatematiki.ru  и многие  другие.
На этих сайтах приводится множество интересных и нужных семинаров для учителей, на которых можно найти ответ на все вопросы.
Использование ЭОР во время урока математики является сложным и ответственным делом. По сравнению с традиционным обучением в интерактивном обучении меняется взаимодействие учителя и ученика: активность преподавателя уступает место активности обучающихся, а задачей учителя становится создание условий для инициативы детей. Наиболее перспективным является использование компьютера при изучении курса геометрии, где большую пользу окажут графические возможности компьютера. И это не только визуализация излагаемого материала, но и развитие пространственного воображения.
Самые распространенные на практике программы конструкторы по математике (Практикум «Математика 5-11», «Виртуальная лаборатория Кирилла и Мефодия», серия «Открытая математика», серия «Образовательная коллекция», «Живая математика» и многое другое)позволяют выполнять построение графиков и геометрических чертежей с помощью компьютера. Программы, строящие графики на экране монитора, позволяют рассмотреть чертеж графика для произвольных значений аргумента, масштабируя его различным образом, как уменьшая так и увеличивая единицу измерения. Компьютерная графика позволяет детям незаметно усваивать учебный материал, манипулируя различными объектами на экране монитора, меняя скорость их движения , размер, цвет  и т.д.
На дистанционном курсе «Использование цифровых образовательных ресурсов в учебном процессе» я научилась создавать ЭОР и эффективно их использовать на уроке, проектировать современный урок с использованием ЭОР.
Одной из задач повседневного учительского труда является необходимость осуществлять контроль знаний учащихся. Формы контроля, применяемые учителями, очень разнообразны, но наиболее часто используются письменный или устный опросы. К сожалению, эти формы не лишены недостатков. При проведении устного опроса – это относительно большая затрата времени урока при небольшом количестве выставляемых оценок , при проведении письменных работ количество оценок возрастает, но много времени уходит на проверку.
С целью оптимизации этого процесса использую компьютерное тестирование. Для этого применяются тесты, предложенные в электронных учебниках. Но не всегда готовые тесты позволяют увидеть глубину изучаемого материала, поэтому при помощи программы создания тестов MyTest, уже не один год создаю дополнительные тесты по темам. Текущая версия программы MyTestX легка и удобна в использовании, работает с десятью типами заданий:
·        Одиночный выбор;
·        Множественный выбор;
·        Установление порядка следования;
·        Установление соответствия;
·        Указание истинности или ложности утверждений;
·        Ручной ввод числа или чисел;
·        Ручной ввод текста;
·        Выбор места на изображении;
·        Перестановка букв;
·        Заполнение пропусков.
Для создания тестов имеется очень удобный редактор тестов с дружественным интерфейсом. Любой учитель предметник, даже владеющий компьютером на начальном уровне, может легко составить свои тесты для программы MyTestX (программа разрабатывается Башлаковым Александром Сергеевичем с 2003 года) и использовать их на уроках.
А так как в моем кабинете имеется несколько компьютеров, проводить тестирование легко и удобно.
Ко многим полезным функциям , которые имеются в программе компьютерного тестирования, можно еще присоединить то, что если ученик  по каким –либо причинам не может выполнить тест за ПК (например, по состоянию здоровья) , то буквально за 1-2 минуты можно сформировать «бумажный» вариант теста.
Программа MyTestX доступна в двух версиях:
а) Простой – некоммерческое использование программы не требует денежных выплат. Любое образовательное учреждение, учитель и ученик могут бесплатно использовать программу на основе лицензионного соглашения без каких-либо денежных отчислений.
б)Расширенной (MyTestXPro) более функциональной версии. MyTestXPro является условно бесплатной программой и распространяется по принципу «Попробуй перед тем, как купить» (shareware)
Использование электронных образовательных ресурсов значительно облегчает и сокращает время подготовки учителя к уроку. Более того, дает возможность, «конструировать» школьные уроки и другие учебные занятия, определяя их оптимальное содержание, формы и  методики обучения; способствует организации учебного процесса не только в традиционно – урочной, но и в проектной, дистанционной формах обучения.
В заключении хотелось бы отметить, что, на мой взгляд, полноценное внедрение ЭОР с их встраиванием в учебный процесс при выполнении описанных методов использования позволит лаконично дополнять и сочетать традиционные методы преподавания с новыми, использующими информационные технологии, объективно оценить качество обученности по предмету. ЭОР – это то – без чего в ближайшее время процесс обучения просто не будет возможен. При этом станет возможным осуществление постоянного и многовариантного мониторинга успеваемости.

При внедрении ЭОР педагог получает большую заинтересованность учащихся в предмете. Использование ЭОР на сложных дисциплинах позволяет ученикам более точно понять предмет.

Комментариев нет:

Отправить комментарий